Правила проведения большинства тендерных процедур регламентируются Федеральным законом №44-ФЗ. Именно он определяет порядок формирования документов для участия в торгах для государственных и муниципальных органов власти, описывает процесс их проведения и так далее. Поэтому, чтобы грамотной участвовать в торгах, побеждать в процедурах, необходимо знать основные положения данного нормативного акта.

Так, одним из основных прав у участника процедуры является возможность подавать запросы с целью получить разъяснения по процедуре проведения торгов, требованиям к товарам или услугам. Однако у данной процедуры есть свои особенности. Правильная подача запроса позволяет участнику закупки получить всю необходимую информацию и сформировать адекватное предложение. Неверная же формулировка вопросов может привести к получению неполных данных, что повлечет за собой некорректный расчет цены и условий выполнения обязательств, а значит, может создать трудности при реализации контракта и сделать его невыгодным для организации.

В каких случаях имеет смысл подавать запрос?

Однозначно следует пользоваться таким правом, когда не все понятно в конкурсной документации. Например, не описаны четко требования к товару или услуге, не понятно, как подтвердить соответствие определенным условиям для поставщика и так далее. Но направлять запросы можно только при участии в двух типах тендерных процедур: электронном аукционе и открытом конкурсе.

Чаще всего встречаются следующие причины подачи запросов с просьбой разъяснить отдельные положения документов:

  1. Наличие в конкурсной документации ошибок и неточностей. В частности, могут иметь место опечатки, пропуск отдельных слов, которые полностью искажают смысл требования. Если в такой ситуации запрос не отправлять, организация может отказаться от участия в конкурсе и не получить контракт. Аналогичные ситуации бывают и в случае с ГОСТами. Некоторые заказчики в своих требованиях указывают характеристики изделий, не соответствующие утвержденным государством стандартам. Законом определено, что такое право у организатора закупки есть, но он в документации должен обосновать отклонение требований от ГОСТов. Поэтому при обнаружении ошибок и отклонений в документации следует обязательно направлять запросы покупателю.
  2. Непрозрачные характеристики предмета закупки. Например, заказчик может указать такие размеры изделия: больше 125 на 130 на 112 на 185. Сразу возникают вопросы: насколько больше, должны ли быть сохранены пропорции, больше только один параметр или все и так далее. В такой ситуации обязательно необходимо подавать запрос, потому что, скорее всего, такие расплывчатые параметры означают, что победитель конкурса уже определен, и он заранее знает ответы на все вопросы. Если же заказчик сознательно затягивает с предоставлением ответа или предоставляет его в некорректной форме, следует обращаться с жалобой в ФАС.
  3. Излишние параметры, содержащиеся в документации. Классическим примером является представление задания на ремонт помещений объемом свыше двух тысяч страниц. При этом срок подготовки документов для участия в тендере составлял всего две недели. Очевидно, что за такой срок изучить документацию и подготовить адекватную заявку практически невозможно. Поэтому в такой ситуации необходим также, либо подавать запрос с целью получить разъяснения, либо жалобу в контролирующие органы.
  4. Нарушаются права отечественного производителя или субъекта малого предпринимательства. Ведь в соответствии с действующим законодательством, государственные и муниципальные организации в своих закупках обязаны отдавать преференции указанным группам предприятий. Если же эта норма нарушается, рекомендуется также направлять запросы и жалобы.

Порядок подачи запросов при участии в электронном аукционе

Направить просьбу о разъяснении положений документации может любая организация, которая аккредитована на электронной торговой площадке, где проводится аукцион. Но необходимо помнить, что период их подачи ограничен. Если запрос получен организатором закупки позже, чем за три дня до ее завершения, то он имеет право не отвечать на него. Например, прием заявок прекращается 30 сентября. Крайний срок, когда заказчик должен опубликовать ответ на полученный запрос – 26 сентября, включительно. По этому поводу имеется даже соответствующее решение ФАС.

Единственное исключение из описанного правила возможно только, если последний день приема заявок является выходным или праздничным. В такой ситуации крайний срок направления запросов рассчитывается исходя из того, что фактической датой завершения приема пакета документов будет первый после праздничных или выходных день. Например, в документах для тендера установлено, что организатор закупки прекращает принимать заявки 04 ноября. Этот день является праздничным. Первый рабочий день – 07 ноября. Поэтому крайней датой для направления запросов с просьбой о разъяснении положений конкурса будет 03 ноября. По этому поводу также есть указание Министерства экономического развития РФ.

Запрос осуществляется непосредственно на онлайн торговой площадке. Причем в каждом случае реализован свой сервис, обеспечивающий конфиденциальность подачи запросов. Это связано с тем, чтобы участники заранее не знали, кто участвует в процедуре и не могли осуществить ценовой сговор. В течение двух дней после получения запроса организатор закупки обязан дать на него ответ, так же на торговой площадке. Причем он обязан опубликовать ответ на запрос в информационной системе, в документации по тендеру, без указания наименования потенциального поставщика, направившего запрос. В результате ответ и пояснения увидят все участники процедуры, а значит, будут находиться в одинаковых конкурентных условиях.

Порядок отправки запросов при участии в открытом конкурсе

Действующими нормативно-правовыми актами предусмотрена подача запросов только в письменном виде. Четкие критерии или формы запроса отсутствуют. Однако специалисты нашей компании рекомендуют направлять такой документ на фирменном бланке и с обязательным указанием пункта в тендерной документации, которые требует разъяснений. Это уменьшит риск оставления запроса без ответа. Необходимо отметить, что составление заявок в открытом конкурсе – дело достаточно сложное и требует квалификации. Поэтому лучше обратиться в нашу компанию и заключить договор на комплексное сопровождение участия в тендерных процедурах. Это сэкономит время и увеличит вероятность победы в торгах.

Что касается сроков, то при участии в описываемой процедуре, запрос должен поступить организатору закупки не позже пяти дней до момента завершения приема пакетов документов. Расчет крайней даты для направления запросов осуществляется так же, как и в случае с аукционом. Заказчик в рамках двух календарных дней должен подготовить и опубликовать ответ. Причем публикация должна быть осуществлена и на сайте www.zakupki.gov.ru, что обеспечит одинаковые условия для всех участников.

Особенности направления запросов в сканированном виде

Законом №44-ФЗ предусмотрена только письменная форма подачи запросов. Однако Министерство экономического развития РФ своим письмом разрешило направлять документы организаторам закупки и в ФАС по электронным каналам связи с использованием цифровой подписи. Поэтому, если документ заверен цифровой подписью, то он считается поданным с соблюдением требований законодательства и подлежит ответу в установленные законом сроки.

На практике же все зависит от целей заказчика. Если для него важно качественное выполнение обязательств контрагентом, и он ищет действительно серьезную компанию, то он оперативно отреагирует на любой запрос. В ситуации, когда победитель заранее определен, заказчик, конечно, с большой долей вероятности проигнорирует некорректно направленный запрос.

Порядок уточнения информации в других тендерных процедурах

Закон №44-ФЗ не предусматривает возможность направления запросов с просьбой разъяснить отдельные положения документации для других видов торгов, кроме аукционов и конкурсов. Более того, в законе установлено четкое ограничение, запрещающее общаться представителю заказчика с потенциальными поставщиками. Но на практике все решается в каждом конкретном случае отдельно. Если специалист заинтересован в привлечении оптимального контрагента с лучшим качеством и минимальной ценой, то он, скорее всего, даст пояснения, ответив на звонок по указанным в документации телефонам. В противном случае, общение, конечно, не состоится и формально специалист заказчика будет прав, поскольку соблюдает закон.

Помните: при участии в конкурсе, аукционе или других видах торгов, у потенциального поставщика есть возможность защитить свои права. Если в процедуре тендера будут обнаружены нарушения, то у участника всегда есть возможность направить жалобу в ФАС. К этому моменту следует отнестись предельно внимательно, поэтому для повышения вероятности вынесения контролирующим органом нужного решения, лучше обратиться в нашу компанию за соответствующей услугой.

Обязанности заказчика при ответе на запрос

Если заказчик добросовестный, он будет заинтересован в максимально прозрачной процедуре тендера, а значит, оперативно ответит на запрос и разместит ответ в информационной системе. В этом случае он с большей вероятностью получит товар или услугу, полностью соответствующую требованиям. В противном случае, есть риск того, что потенциальный поставщик неверно истолкует имеющуюся информацию и предоставит некачественный товар.

Также необходимо знать, что за нарушение норм предоставления информации в процессе торгов, заказчик может понести административное наказание в виде штрафа в размере:

  • 30 тысяч рублей для юридического лица, допустившего нарушение;
  • 15 тысяч рублей для ответственного должностного лица, допустившего нарушение.

Кроме того, в случае нарушения требований раскрытия информации и ограничении конкуренции, ФАС может отменить результаты торгов или перенести их на более позднюю дату по жалобе любого участника.

Как действовать поставщику после получения ответа на запрос?

Варианты поведения участника закупки могут быть следующими:

  1. Ответ на запрос полностью удовлетворил. В этом случае необходимо продолжать готовить заявку, направлять ее заказчику и участвовать в процедуре.
  2. Ответ на запрос не удовлетворил. В такой ситуации необходимо подавать дополнительные запросы. Их можно направлять не более трех. Если лимит запросов исчерпан, можно либо отозвать заявку (в случае ее более ранней подачи), либо отказаться от участия в конкурсе.
  3. При обнаружении признаков ограничения конкуренции, подать жалобу в контролирующий орган и добиваться изменений условий тендерной процедуры.

Таким образом, у потенциального поставщика имеется достаточно инструментов защитить свои права и подготовить корректную заявку для участия в торгах. Но для того чтобы сразу сделать всё правильно – юридически грамотно и экономически обоснованно, целесообразнее доверить такие задачи команде компетентных специалистов компании Крым-Тендер. В этом случае вы можете быть уверены, что вопросами подготовки документов, получения разъяснений и восстановления нарушенных прав занимаются профессионалы.